Конструкция подземного самосвала
Главная → Информация → Статьи → Конструкция подземного самосвала
Подземный самосвал представляет собой самосвальный агрегат, для перемещения грузов внутри горных выработок. В условиях подземелья, подземные самосвалы используются, когда площадь выработок составляет не менее 12 кв.м., и имеется необходимость для перевозки разобранной породы на поверхность или к месту подземного складирования. От места подземного складирования разработанной породы транспортировка производится с помощью элеваторов. Подземные самосвалы способны передвигаться, когда угол наклона поверхности не превышает 16 градусов. Машины имеют различную грузоподъемность от 1 до 40 тонн и снабжаются карбюраторными, дизельными и электрическими двигателями. Подземные самосвалы обладают повышенной маневренностью, невысокой высотой, низким центром тяжести и возможностью преодолевать затяжные подъемы.
Выбор самосвалов ограничивается поперечными размерами выработок, так в случаях, когда площадь сечения невелика, используются самосвалы думперы, а в случаях, когда площадь сечения превышает 12 кв.м., применяют обычные сочлененные самосвалы повышенной грузоподъемности. Особенность конструкции самосвалов думперов характеризуется поворотной кабиной управления, когда водителю самосвала нет необходимости разворачивать машину. Думперы применяются при крайне ограниченном пространстве для передвижения машин.
Конструктивно подземные самосвалы представляют собой одноосный тягач, который сочленен с самосвальным полуприцепом. Узлы самосвала соединяются между собой с помощью шарнира, который обеспечивает высокую маневренность - поворот тягача относительно прицепа. Шарнирное соединение создает возможность для поворота тягача относительно прицепа до 45 градусов в обе стороны, что позволяет самосвалу маневрировать при ширине проходки 6-7 метров. Движение на заднюю ось тягача передается с помощью карданного вала через коробку передач, которая снабжается четырьмя передачами для движения вперед и четырьмя передачами для движения самосвала назад. Такая схема движения позволяет использовать самосвалы в челночном передвижении, для уменьшения зависимости от ширины горной проходки. Для очистки выхлопных газов двигатели самосвалов оснащаются очистительными системами очистки выхлопов – жидкостной ванной и кристаллическим нейтрализатором. Опрокидывание кузова полуприцепа производится с помощью поднятия трехзвенных телескопических гидравлических цилиндров, на угол наклона 60 градусов.
В последние годы за рубежом активно развиваются подземные самосвалы, снабженные дизель-электрическими движителями. Для перемещения таких самосвалов под потолком выработок провешиваются электрические троллеи, по которым передвигаются самосвалы, когда находятся под землей, однако по выходу самосвала на поверхность, на которой троллеи отсутствуют, самосвалы автоматически переключаются на работу дизельного двигателя. Применение смешанной системы питания двигателя самосвала позволяет уменьшить накопление выхлопных газов в плохо проветриваемых горных выработках.
Не менее перспективной считается использование троллейной аккумуляторной движительной установки, когда в забое и местах с проложенными электрическими троллеями самосвал передвигается, используя электрический ток, снятый с троллей, а остальное время, перемещается за счет электроэнергии, накопленной в аккумуляторах. Электрические двигатели позволяют перевозить грузы не менее 50 тонн на различные расстояния.
Другие статьи: