Выставка КОНЭКСПО Россия. Попытка засчитана? Участвовали Caterpillar, Volvo и др
Главная → Информация → Обзоры → Выставка КОНЭКСПО Россия. Попытка засчитана? Участвовали Caterpillar, Volvo и др
Впечатления от первой выставки «КОНЭКСПО Россия» противоречивые. С одной стороны, интересно посмотреть, как гранды мирового машиностроения будут себя представлять, с другой – слабый интерес публики к широко разрекламированному мероприятию вызывает сомнения в его успехе и перспективах. Чем же можно было усладить глаз на стендах главных участников и инициаторов выставки? Caterpillar, главный заводила в противостоянии с «СТТ» и лидер международного рейтинга, хорошо подготовился и в плане оформления экспозиции, и в подборе экспонатов. Построили большой закрытый стенд для приема делегаций заказчиков, площадку засыпали белым щебнем, расставили много техники, среди которой оказалось много новинок российского рынка. Центральным событием стала презентация экскаватора 320D – первого собранного заводом в г. Тосно. При строительстве завода корпорация изначально планировала организовать там сборку наиболее востребованных машин, но кризис 1998 г. внес коррективы в планы и пришлось переориентироваться на производство сварных металлоконструкций для заводов корпорации в Гослисе (Бельгия) и Гренобле (Франция). С выходом страны из кризиса Caterpillar возродила планы сборки бульдозеров и экскаваторов и весь этот год готовила производство. Первой ласточкой и стал 320D, серийное производство этой самой популярной модели обещано начать в конце года. Впрочем, финансовый кризис может снова нарушить блестящие планы. Любопытно содержание бирки на экскаваторе: он изготовлен согласно ГОСТ 30 0067–93 и имеет маркировку ЭО-4121, так что одной российской моделью стало больше.
Вторая новинка, представление которой на «КОНЭКСПО» совпало с выводом на международный рынок, – трубоукладчик PL61 грузоподъемностью (г/п) 18 145 кг. Эта «младшая» модель в линейке трубоукладчиков Caterpillar сменяет в производственной программе модель 561N. По многим узлам и агрегатам PL61 унифицирован с бульдозером D6K. Его укомплектовали дизелем С6.6 ACERT, гидростатической трансмиссией, ходовой частью SystemOne с овальными гусеницами, кабиной с усовершенсвованными органами управления. От 561N укладчик унаследовал двухскоростную гидростатическую лебедку и выдвигаемый противовес.
К новинкам российского рынка можно отнести и автогрейдер 140М, грунтовой каток CS56, бульдозер D4K XL, впервые представленные широкой публике. Caterpillar изначально не предполагала, что новая дорогая и сложная серия М автогрейдеров с джойстиковым управлением найдет спрос на российском рынке, и предназначала для него предыдущую серию Н, которую собирают на китайском заводе корпорации. Автогрейдеры серии Н, представитель которой 140Н тоже участвовал в экспозиции, действительно пользуются спросом, однако оказалось востребованным и новое поколение, так что прогнозы корпоративных аналитиков в очередной раз не оправдались.
Бульдозерами D3K, D4K и D5K корпорация продолжила развитие серии К, начатое с модели D6K. Отличительные особенности серии – ходовая система SystemOne, двигатели Cat C4.4 ACERT, гидростатическая трансмиссия, комфортабельная кабина. Бульдозеры подготовлены к монтажу фирменной системы нивелирования AccuGrade.
Грунтовые катки серии CS/ CP сменили в производственной программе серию Е. В новой серии CS катков с гладким вальцом и CP с кулачковым изменена структура модельного ряда, она не дублирует серию Е. Катки получили новые двигатели, обновленный дизайн и, также как бульдозеры, подготовлены под монтаж системы AccuGrade.
Чтобы показать, как раньше умели строить машины, Caterpillar привезла на выставку трубоукладчик 1970 г.в. модели 594. Его использовали на строительстве трубопровода Уренгой–Помары–Ужгород, Уренгой–Новопсков, Холмогоры–Клин и др. Машина прошла капремонт в 1987-м и 2003 г. и отработала 42 тыс. машино-часов.
Вторая в международной табели о рангах корпорация Komatsu выступила скромнее: площадку взяли просторную, но специально не готовили, а выставили технику прямо на асфальте, павильон уступал по размерам американскому конкуренту. Из новинок показали бульдозер D63Е-12 массой 18,5 т с полусферическим отвалом и рыхлительным агрегатом. Бульдозер оснащен дизелем Komatsu мощностью 116 кВт, гидродинамической КП, системой электронного управления и диагностики, джойстиковым управлением.
Komatsu впервые представила шарнирно-сочлененный самосвал, что свидетельствует о начале активного продвижения этого вида техники на российский рынок. Komatsu в отличие от большинства конкурентов разработала северную спецификацию специально для регионов Сибири и Крайнего Севера.
Наиболее активный интерес посетители проявляли к мини-экскаватору РС01-1 массой 300 кг, поскольку на нем можно было поупражняться «в песочнице». Компанию ему составила пара экскаваторов РС09-1 массой 880 кг. Поскольку Komatsu ничего не делает зря и не торопится, можно предположить, что российский рынок созрел для таких малюток. На пресс-конференции докладчики озвучили планы по строительству завода в Ярославле и дальнейшему развитию бизнеса. Пока ни о каких коррективах уже ранее объявленных планов в свете финансового кризиса не объявляли.
Третья по объемам продаж в мире американская корпорация Terex оформила экспозицию, как на главных международных выставках, только с маленьким павильоном. Асфальт засыпали щебенкой, здесь устроили стационарную экспозицию, а в небольшой «песочнице» резвилась компактная техника. Представляли хорошо знакомую потребителям землеройную технику – экскаваторы, погрузчики, экскаваторы-погрузчики, подъемники Genie, дробилки, крановую технику. Семейство автогрейдеров, недавно показанных на демо-шоу в «Воднике», представляла модель TG190 массой 18,7 т и мощностью 130 кВт. Впервые показали гусеничные мини-погрузчики Posi-Track. Особенность машин этого семейства в ходовой части Posi-Track, обеспечивающей изгиб резиновых гусениц при проезде даже незначительных неровностей. Внешне погрузчики отличаются формой рабочего оборудования и кубообразным моторным отсеком с двигателем Perkins внутри. В линейке шесть моделей мощностью от 25 до 74 кВт. В выставке участвовали модели PT-60 и PT-100 мощностью 45 и 74 кВт. На РТ-100 был навешен барабанный мульчитель для измельчения древесины и кустарника.
Volvo CE, четвертая в мировом табели о рангах, выставила крупногабаритную и компактную технику, причем последняя участвовала в шоу. В этот раз в недрах Volvo придумали ход, который должен был продемонстрировать, насколько техника Volvo легка в управлении. За рычаги и баранки усадили сотрудниц офиса. Конечно, с ними провели обучение, и, судя по результатам, наука пошла впрок. Одна ловкая наездница даже ставила мини-погрузчик на задние колеса, другие высаживали зеленые насаждения в горшках, расставляли торшеры с помощью погрузчиков, ставили мини-экскаваторы на дыбы. Словом, «Коня на скаку остановит» и т. д. Работодателям теперь придется пересмотреть приоритеты. Вся представленная техника выпускается серийно.
Liebherr, занимет пятое место и игнорировал «КОНЭКСПО», оставшись верным «СТТ», причем не по любви, а по расчету.
Шестой участник рейтинга – Hitachi CM порадовал нас прежде всего своим присутствием. Впервые Hitachi лично участвует в российской выставке не через дилера «Техстройконтракт», который, кстати, тоже присутствовал, но в ином качестве, представляя компрессоры AIRMAN. Hitachi привезла свой фирменный стенд, который можно было видеть на главных международных выставках, но поменьше размерами. Экспозиция была выдержана в оранжево-черно-серых тонах, подиум для техники засыпан коричневым керамзитом, павильон архитектурой должен был напоминать японское строение. Корпорация выставила технику – погрузчики и экскаваторы последних серий ZW и Zaxis-3 средних типоразмеров, а в отдельном загончике – мини-экскаваторы. Кроме стандартных комплектаций экскаваторов показали специальные – перегружатель и машину с удлиненным рабочим оборудованием для сноса зданий. Также впервые технику расставили не вплотную, как это делает дилер, а с интервалами, отчего экспозиция, несомненно, выиграла.
На восьмом месте – корпорация CNH, входящая в группу FIAT. Марку New Holland впервые представляла сама компания New Holland. Технику марки Case на этот раз выставил «Импекс Консалтинг АГ». New Holland построил стенд, застелил асфальт серым тканевым покрытием, со вкусом расставил технику. Самые интересные экспонаты – это автогрейдер F156.6A с нетривиальным способом смонтированной системой нивелирования, экскаватор Е135В с нулевым радиусом поворота платформы и, пожалуй, пропашной трактор New Holland T8040 без какой-либо навески, поэтому было непонятно, что он делает на выставке строительной техники.
Экспозицию «Импекс Консалтинг АГ» украшали только таблички, что для дилера вполне нормально – незачем попусту деньги тратить. Выставляли компактную и среднюю технику Case – мини-погрузчики, экскаватор-погрузчик, телескопический погрузчик, колесный экскаватор. Модельные ряды Case и New Holland различаются, хотя доподлинно известно, что экскаваторы-погрузчики этих марок производят на одном заводе по одной технологии, многие комптектующие также одинаковые.
Условия площадки «Крокус-Экспо» не позволили JCB (10-е место в рейтинге) гармонично выстроить экспозицию, как она делала, например, на BAUMA. Получилось нечто вытянутое вдоль МКАДа. И подиум с раскрашенным в цвета российского флага экскаватором-погрузчиком 4СХ, который, вероятно, замысливался как центр экспозиции, получился с краю. Зато JCB представила новинки российского рынка – гусеничный экскаватор JS290 и каток VMT260-120. Мировая премьера обеих моделей состоялась тоже на CONEXPO, но в Лас-Вегасе, и вот они дошли до нас. Экскаватор JS290 массой 29 т, заполнивший разрыв между 26-тонным JS260 и 33-тонным JS330, создан на базе ходовой части и поворотной платформы «старшей» модели JS330. Он оснащен 6-цилиндровым дизелем Isuzu объемом 7,8 л и мощностью 161 кВт, что примерно на 6% превышает средний показатель для машин этого класса. При всем том потребление топлива и уровень выбросов JS290 ниже, чем конкурентов. Его гидросистема и электронная система управления адаптированы к нагрузочному режиму JS290.
Вторая новинка – асфальтовый двухвальцовый виброкаток VMT260 с сочлененной рамой. VMT260. Его выпускают в двух вариантах – VMT260-120 массой 2,7 т и с вальцами шириной 1200 мм и VMT260-100 массой 2,6 т и с вальцами шириной 1000 мм. Каток оснащен топливным баком на 95 л, что позволяет работать без дозаправки до 19 часов. Вместимость бака для воды составляет 230 л, благодаря этому заказчики получают возможность эксплуатации машин удаленных участках.
И это, пожалуй, почти все о том, что можно было наблюдать на стендах грандов мирового машиностроения. А как чувствовали себя наши, отечественные гранды – Группа ГАЗ, «Концерн «Тракторные заводы», Клинцовский и Галичский автокрановые заводы, «ЧТЗ-Уралтрак», предприятия, входящие в ассоциацию НАМС – «Автокран», «РАСКАТ», Брянский автомобильный завод? В общем и целом, выставка «КОНЭКСПО» стала для них дублем «СТТ», причем в урезанном виде: экспозиции их были поменьше. «Автокран», например, акцентировался на брянских шасси и не привез краны на шасси других производителей. Единственным ярким пятном стала премьера фронтального погрузчика «Кировец» К-3060 Кировского завода. Порадовал современный дизайн машины. Погрузчик оснащен автоматической гидродинамической трансмиссией, штатным кондиционером, системой стабилизации рабочего оборудования и централизованной системой смазки. Его масса – 20,5 т, грузоподъемность – 6 т, вместимость ковша – 3,5 куб.м, мощность двигателя – 170 кВт.
С точки зрения отечественных заводов логичен вопрос: а так ли необходимо дублировать «СТТ»? Зарубежные фирмы задумаются о ценности площадки «Крокус-Экспо» и выбранном времени, но окончательную их точку зрения сформирует финансовый кризис.